Четверг, Август 16, 2018
Размер шрифта

Александров

Цветаевский фестиваль поэзии 2018 состоялся

ЦВЕТАЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОЭЗИИ...
... состоялся в Александрове в конце июня. Он был 27-м по счету и в этот раз посвящался встрече Марины Ивановны с Осипом Мандельштамом. В недельную программу поэтического праздника, который подготовил Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых, вошли, как всегда, концерты, спектакли, творческие встречи, семинары. И не только — главным событием фестиваля стало открытие мемориальной доски в память о пребывании в Александрове поэта О. Мандельштама.
В плотном графике фестивальных мероприятий первый день был отдан солистке главного оперного театра России Оксане Горчаковской (сопрано). Заслуженная артистка РФ выступила на сцене Александровской детской школы искусств имени В. Зубова в рамках ставшего традиционным (26 лет) музыкального фестиваля «Александровские сезоны Большого театра». Гостей Большого театра и публику, пришедшую на концерт, приветствовали и.о. заместителя главы администрации района по социальным вопросам И.К. Сергеева и директор Цветаевского музея Л.К. Готгельф. Концерт вела бессменная ведущая «Сезонов», председатель правления Благотворительного фонда возрождения культуры малых городов России В.И. Вахрушева. В тот день александровцы услышали в исполнении Оксаны Горчаковской песнь Лауры из оперы А. Даргомышского «Каменный гость», арию Берты из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», произведения композиторов П. Чайковского, Дж. Пуччини, М. Глинки, П. Булахова.
Второй день праздника поэзии прошел под девизом «Две эпохи — два гения». Речь о таких великих композиторах, как Людвиг ван Бетховен и Петр Ильич Чайковский. И здесь снова произошло слияние фестивалей — на этот раз подарок Цветаевскому был сделан от Международного фестиваля камерной музыки имени Сергея Коршункова, так же имеющего александровские корни. Суть приношения заключалась в том, что музыканты, приехавшие на фестиваль поэзии с концертом, использовали смычковые инструменты, хранящиеся в фондах Цветаевского музея — на них играли члены Коршунковского кружка и эту музыку когда-то слушали Марина Ивановна и Анастасия Ивановна Цветаевы. Ну а на этом фестивале звучали произведения Бетховена и Чайковского.
В третий фестивальный день состоялся творческий вечер художников, представивших на суд зрителей экслибрисы, посвященные «серебряному веку» русской культуры. Наверное, нужно напомнить, что такое экслибрис — это книжный знак, который проставляется печатью или наклеивается на форзаце книги. На нем обычно обозначены имя и фамилия владельца книги и рисунок, указывающий на профессию либо интересы обладателя печатного издания. Коллекцию знаков представил в Александрове (выставка проходила в зале камерной музыки на ул. Институтской, д.6) Московский музей экслибриса и миниатюрной книги Международного союза книголюбов. В рамках вернисажа прозвучали доклады музейщиков и сотрудников библиотек.
Затем встреча продолжилась вечером авторской песни. Поэт, историк, специалист по русскому зарубежью Виктор Леонидов поделился воспоминаниями тех, кому пришлось жить в изгнании, исполнил свои песни.
Четвертый день: Заслуженная артистка РФ Елена Муратова и Заслуженный деятель искусств России Евгений Радомысленский представили спектакль по произведениям и воспоминаниям Осипа и Надежды Мандельштамов «Любимого никто не отнимет». Сотрудничество Е. Муратовой и Е. Радомысленского началось в 1968 году, когда они подготовили по стихам Марины Цветаевой спектакль, показав его в Москве и Ленинграде. Творческую работу одобрил Государственный театр киноактера и взял ее в репертуар своей малой сцены. Это история о любви, о верности, о непростой судьбе, о противостоянии жестокому времени.
В пятый день, а он был самым насыщенным на мероприятия, состоялся семинар, в котором приняли участие цветаеведы из других городов, где есть музеи Марины Цветаевой — из Москвы, Болшево и других. В тот день «гвоздем программы» стало открытие на Цветаевском домике памятной доски Осипу Мандельштаму. Доказательством того, что он был в Александрове, служит эссе Марины Ивановны «История одного посвящения». Материал для доски Владимирская мастерская «Данила-мастер», узнав о цели, которой будет служить мраморное полотно, пожертвовала бесплатно. Автором барельефа стал александровский художник и скульптор Ю.А. Иватько. Право открыть доску директор Цветаевского музея Л.К. Готгельф предоставил внучке Аделаиды Герцик Т.Н. Жуковской и другу Анастасии Ивановны Цветаевой С.А. Айдиняну. И еще одно мероприятие в рамках пятого дня фестиваля - вечер современной музыки и поэзии. Гости фестиваля читали свои сочинения, стихи Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, поэтов «серебряного века».
Ну и завершающий день поэтического праздника был посвящен встрече Марины Цветаевой с композитором Сергеем Прокофьевым. Их знакомство в 1931 году произошло в Медоне - пригороде Парижа. Об этом сохранились воспоминания ближайшего друга Марины Ивановны — Марка Слонима, помогавшего поэтессе в эмиграции. Отрывок этих записей прочитал Л.К. Готгельф. Но следует отметить, как бы ни восхищался Сергей Прокофьев талантом М. Цветаевой, он не написал музыки ни на одно стихотворение поэтессы, да и музыкальных посвящений ей композитор не сделал. В тот вечер звучали произведения С. Рахманинова, Р. Щедрина, Клода Дебюсси, Дариуса Мийо и, конечно же, С. Прокофьева в исполнении солистов Московского ансамбля современной музыки М. Дубова (фортепьяно) и О. Танцова (кларнет). Как сказала художественный руководитель ансамбля В.А. Коршунова, Александров стал любимым городом коллектива, его музыканты приезжали в наш город в 20-й раз — все благодаря творческой дружбе с директором Цветаевского музея Л.К. Готгельфом.

(Подготовило МБУ «Александровское радиовещание»).

Наши партнеры