Среда, Ноябрь 14, 2018
Размер шрифта

Александров

Государство даст право ОМС развивать туризм?

Расширенное заседание Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике
 
РЕШЕНИЕ 
расширенного заседания Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике
 
г. Москва, Совет Федерации
16 декабря 2014 года
 
I. О необходимости разработки законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию условий для развития туризма.
 
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан Министерством культуры Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму в связи с обращениями ряда субъектов Российской Федерации.
 
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ) установлены права органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по созданию условий для развития туризма. В соответствии с указанными нормами предусматриваются средства в бюджетах муниципальных образовании на мероприятия по развитию туризма.
 
Вместе с тем, данная норма ограничивается положениями части 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации по отношению к высокодотационным муниципальным образованиям, не имеющим права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
 
Таким образом, большая часть муниципальных образований Российской Федерации не имеет право финансировать из своих бюджетов мероприятия, направленные на создание условий для развития туризма в связи с отсутствием соответствующих полномочий.
 
На заседании выступили представители Ярославской области и Пермского края. По их мнению, необходимо вносить изменения в 131-ФЗ в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию условий для развития туризма. Отсутствие таких полномочий сдерживает развитие туристской отрасли в малых городах. Большинство муниципальных образований в России являются дотационными, а туризм может дать возможность созданию новых рабочих мест, стимулированию смежных отраслей, социально-экономическому развитию территорий и регионов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию внутреннего туризма в России.
 
На заседании было высказано предложение доработать законодательную инициативу возможно путем внесения соответствующих изменений не в 131-ФЗ или не только в 131-ФЗ, но и в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
 
В этой связи с целью решения проблемы, возникшей у значительного числа муниципальных образований, желающих создавать благоприятные условия для развития туризма, участниками расширенного заседания Экспертного совета по туризму принято решение:
 
1. Поддержать законодательную инициативу, разработанную Минкультуры России совместно с Ростуризмом по инициативе субъектов Российской Федерации.
 
2. Рекомендовать Минкультуры России, Ростуризму совместно с субъектами Российской Федерации доработать законопроект с учетом высказанных замечаний и предложений.
 
II. О законопроекте № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части конкретизации полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности).
 
По мнению участников  расширенного заседания Экспертного совета по туризму в сегодняшних политических и экономических условиях сложилась уникальная ситуация, которая может стимулировать развитие внутреннего и въездного туризма в России.
 
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма. Именно на это направлен законопроект № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – законопроект).
 
В составе законопроекта имеются нормы, включенные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева по ряду вопросов развития туризма в стране.
 
Законопроект прошёл многочисленные обсуждения и согласования, готовился сенаторами совместно с Минкультуры России, Ростуризмом, субъектами Российской Федерации, Российским союзом туриндустрии, Ассоциацией гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров и другими представителями туристского сообщества.
 
Принятие указанного проекта федерального закона будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, повышению качества и безопасности туруслуг, формированию, продвижению и реализации конкурентоспособного отечественного турпродукта, социально-экономическому развитию регионов и России в целом.
 
Законопроект внесен в Государственную Думу 17 членами Совета Федерации[1], принят Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2013 года. Срок внесения поправок к законопроекту истек 15 июля 2013 года, поправки Правительства Российской Федерации поступили в Государственную Думу 11 июля 2014 года. Однако, до сих пор во втором чтении законопроект не рассмотрен.
 
В связи с тем, что для развития туризма в Российской Федерации необходимо разделение полномочий в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях и прав муниципальных образований, участники расширенного заседания Экспертного совета по туризму приняли решение рекомендовать:
 
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
 
ускорить рассмотрение и принятие законопроекта № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
 
2. Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации:
 
- оказать содействие в ускорении рассмотрения и принятия законопроекта № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
 
        III. О внесении изменений в "Модельный закон о туристской деятельности", принятый на 27 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 27-15 от 16 ноября 2006 года).
 
        Модельный закон о туристской деятельности  (далее – Модельный закон) принят в 2006 году. Он призван обеспечивать развитие экономического сотрудничества и культурное взаимообогащение народов, способствовать укреплению гражданского мира и согласия, взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей, всемерно содействовать сближению нормативно-правовых основ государств-участников СНГ в соответствующей области регулирования правоотношений, формированию и развитию в рамках Содружества Независимых Государств цивилизованного туристского пространства.
 
        Участники расширенного заседания Экспертного совета по туризму поддержали необходимость внесение изменений в Модельный закон, высказали замечания и предложения, которые касались согласования нововведений с законодательствами стран СНГ, в том числе последними изменениями в российское законодательство, а также развития социального туризма, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, работы туроператоров и турагентов с туристами через Интернет и др.
 
        С целью совершенствования законодательства, регулирующего сферу туризма в странах СНГ, участниками расширенного заседания Экспертного совета по туризму принято решение:
 
        1. Поддержать необходимость подготовки изменений в Модельный закон о туристской деятельности с учетом высказанных замечаний и предложений.
 
Председатель Экспертного
совета по туризму,
заместитель председателя
Комитета Совета Федерации
по социальной политике 
И.Н.ЧЕРНЫШЕВ
 
 
[1] Законопроект внесен в Государственную Думу 17 членами Совета Федерации: В.В.Рязанским, А.А.Борисовым, М.Г.Кавджарадзе, В.С.Косоуровым, В.А.Фетисовым, Ю.Л.Воробьевым, а также И.Б.Бечеловым, В.А.Жидких, Т.В.Заболотной, В.Е.Оськиной, А.Н.Лоторевым, Л.Н.Пономаревой, Ю.В.Смирновым, К.В.Сурковым, Н.И.Тонковым, Ю.В.Шамковым, В.В.Якубовским в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации.

 

Наши партнеры